Второй этап – преддошкольный (от 1-го года до 3-х лет). С появлением у ребёнка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребёнка появляется особое внимание к произношению окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые слова ребёнка носят обобщённо-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства (например, слово папа может означать пришёл папа; нет папы; папа, подойди и т.д.). Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой происходит его общение со взрослым. Такая речь называется ситуационной, при которой ребёнок ещё использует жести и мимику.
С 1,5 лет слово приобретает обобщённый характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопление новых слов.
На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребёнка происходит значительное накопление словаря. Приведём наиболее распространённые данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде:
- к 1 г. 6 мес. – 10-15 слов;
- к концу 2-го года – 300 слов (за 6 мес. около 300 слов);
- к 3-м годам – около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов).
К началу 3-го года жизни у ребёнка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребёнок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом – примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамулё Тата» - Мама, дай Тате пить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. Дети овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имён существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падёжные окончания. В это время понимание речи значительно превосходит произносительные возможности.
логопед харьков, Логопед Харьков салтовка, логопед в харькове, логопедический центр, логопедические занятия, корреция речи, заикание