Коррекционные методы основываются на последовательном воздействии.
Изначально проводится работа по развитию слухового внимания и памяти, что позволяет добиться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического (звукового) восприятия. Это очень важно, так как ребёнок овладевает способностью контролировать своё произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих. А неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.
Параллельно включается артикуляционная гимнастика (подготовительные упражнения), целью, которой является совершенствование или постепенная нормализация моторики произносительного аппарата, если в предварительном обследовании были обнаружены нарушения в строении или подвижности органов речи.
Упражнения, направленные на выработку правильных, полноценных движений, способствуя плавным и произвольным переключениям органов произношения с одной позы на другую, обеспечивая объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем, что необходимо для постановки нарушаемых звуков и в дальнейшем их автоматизировании (закреплении).
Как правило, упражнять ребёнка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука. Система артикуляционной гимнастики делится на два вида упражнений: статические (спокойные) и динамические (подвижные). Каждое упражнение имеет свою дозировку (количество повторений, длительность по времени) и своё название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывают у ребёнка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать «Поиграем в барабан» или «Поиграем в лошадки».
Помимо артикуляционных упражнений применяется массаж, только в случаях очень сложных речевых дефектов, при которых нарушена иннервация (снабжение органов и тканей нервами, обеспечивающие связь с центральной нервной системой) лицевой мускулатуры или произносительного аппарата. Для преодоления амимичности лица и малоподвижности органов речи используются массажные приёмы: лёгкое похлопывание ладонью по щекам, лёгкие пощипывающие движения пальцами по краю нижней челюсти снаружи, по подъязычной мышце и глоточно-нёбной мышце, а также поглаживающие движения кожного покрова лица (щекочущие движения).
Кроме того, проводится систематический массаж губ, поглаживающие движения по губам, механическое сближение губ в горизонтальном и вертикальном направлении; круговые поглаживающие движения в углах рта. Массируется мягкое нёбо ладонной стороной большого или указательного пальца, спереди назад. В послеоперационный период по пластическому закрытию расщелины мягкого нёба применяется массаж (до еды) для разминания рубцовой ткани, производя поглаживающие движения по линии шва вперёд-назад, а также вправо-влево. Можно чередовать поглаживающие движения с прерывисто-надавливающими. Полезно и лёгкое надавливание на мягкое нёбо при произнесении звука а с широко открытым ртом. Продолжительность массажа не более 2 мин.
Вместе с этим проводятся упражнения для выработки правильного дыхания, которые обеспечивают ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Речь образуется в фазе выдоха, в процессе которого воздушная струя осуществляет одновременно фонационную (голосообразующую) и артикуляционную функцию (помимо ещё одной, основной – газообмена). В момент речи выдох намного длиннее вдоха, а число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании. Для более длительного выдоха необходим большой запас воздуха, поэтому значительно увеличивается объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (примерно в 3 раза). Ещё одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох осуществляется при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину, кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь. При систематическом применении дыхательных упражнений ребёнок начинает ощущать разницу в направлении воздушной струи и учится правильно направлять её. Этому очень хорошо помогает зрительный контроль с использованием различных игрушек, изготовленных из ваты, бумаги или ткани, которые крепятся на ниточку (мячик, бабочка, листок, цветочек, яблочко и т.д.). В домашних условиях ребёнок тоже может надувать воздушные шары, мыльные пузыри или играть на губной гармошке, дудке либо дуть на лёгкие пластмассовые игрушки, плавающие в воде. Но, целесообразнее начинать с лёгких, доступных упражнений, дающих наглядный эффект (например, задувать свечку с расстояния 15-20 см., а в дальнейшем с более далёкого расстояния).
Так как дети не всегда могут надуть шар или играть на дудке потому, что не имеют ротовой выдох достаточный силы, потерпев неудачу, разочаровываются в игрушке и больше не возвращаются к ней.
Кроме сказанного выше ещё используется логопедическая ритмика, которая состоит из системы разнообразных упражнений и игр в сочетании с речевыми движениями. Такие упражнения и игры способствуют развитию внимания, общей, мелкой и речевой моторики, координации движений, умение управлять собой, включаться в деятельность по сигналу; воспитывают чувство ритма; снимают общую скованность и напряжённость.
логопед харьков, Логопед Харьков салтовка, логопед в харькове, логопедический центр, логопедические занятия, корреция речи, заикание