Логопед Харьков, Логопедический центр Елены Воскобойник

логопед харьков Елена Воскобойник, детский психолог

логопед харьков, Логопед харьков салтовка, логопед в харькове, логопедический центр, логопедические занятия, коррекция речи, заикание

Коррекционно-логопедические занятия

Коррекционные занятия в Логопедическом центре проводятся по авторской программе в индивидуальной учебно-игровой деятельности детей с элементами логоритмики развивающего и оздоровительного направления. Длительность индивидуальных занятий – 45 мин.

Элементы логоритмики на занятиях реализуются через движения во взаимосвязи с речью при использовании простейших приёмов самомассажа, гимнастики для глаз, общей моторики (головы, корпуса, рук, ног) и мелкой, способствуя:

логопедические занятия, логопед харьков- выработке чёткой координации в пространстве;

- профилактике неправильной осанки и плоскостопия;

- уточнению артикуляции (положение губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука);

- совершенствованию речевого дыхания;

- совершенствованию слухового внимания и зрительной памяти;

- совершенствованию фонематического (звукового) восприятия и представления;

- совершенствованию мелодико-интонационных и просодических (темп, ритм) компонентов речи;

- расширению лексического (словарного) запаса;

- развитию психических процессов (память, мышление, воображение, представление).

В восточной медицине существует убеждение, что мелкая моторика по насыщенности акупунктурными (биологически активными) зонами не уступает уху и стопе. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительное воздействие на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

логопедические занятия, логопед харьковКоррекционно-логопедические занятия основываются только на живой речи, которая намного эффективнее каких-либо видео-аудио материалов и помогает ребёнку ощущать лексико-грамматические взаимосвязи на специальном уровне общения. Так как в речи ребёнка могут возникать ошибки, а они исправляются воздействующим лицом (педагогом). Неоднократное повторение исправленного слова запоминается детьми и в дальнейшем правильно используется.

Учебно-игровая деятельность построенная на разнообразной тематике со сказочным сюжетом, воображаемым путешествием или экскурсиями, при которой применяются современные методики, детские стихотворения русских и зарубежных поэтов, песни, сказки народов мира, дидактические (обучающие), а так же развивающие игры.

Тематика занятий включает в себя:

- домашние животные и птицы;

- детёныши домашних животных и  птиц;

- дикие животные;

- детёныши диких животных;

- дикие животные жарких стран;

- музыкальные инструменты;

- птицы нашей страны;

- птицы жарких стран;

- наземный транспорт;

- головные уборы;

- обитатели океана;

- садовые цветы;

- дорожные знаки;

- инструменты;

- профессии;

- насекомые;

- посуда;

- одежда;

- обувь;

- цветы;

- ягоды;

- овощи;

- рыбы;

- фрукты;

- злаки;

- игрушки;

- травы;

- деревья;

- грибы…

 Пройденные темы и структура занятий повторяются с учётом сезонных переходов, используемого оборудования и подбором нового. Задания по основным наглядным материалам соответственно темы изменяются либо тоже через некоторое время повторяются для того, чтобы закрепить то, что ребёнок не усвоил на предыдущем занятии или усовершенствовал наработанные знания.

Используемый демонстрационный и раздаточный материал изготовленный из экологически чистых сертифицированных продуктов украинского и в основном российского производства. Он подбирается в соответствии с темой и состоит из:

логопедические занятия, логопед харьков- серии демонстрационных картинок (основной материал);

- набора кубиков русского алфавита;

- набора звуковых схем-карточек;

- пальчиковых игрушек для сюрпризных моментов;

- ватных и бумажных игрушек на ниточках для дыхательных упражнений;

- различных деревянных игрушек (пирамидки, погремушки…)

- развивающих книг по всем видам психических процессов с учётом возрастных особенностей;

- конструкторов из деревянных моделей персонажей и декораций по популярным сказкам;

- развивающих деревянных кубиков для сложения из частей целого;

- разноцветных логических кубиков по методике Никитиных;

- деревянных вкладышей;

- пазл (логических, предметных);

- шнуровок;

- домино и т.д.  

 


Каждое коррекционно-логопедическое занятие состоит из основных компонентов:

- развитие правильного речевого дыхания;

- развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического (звукового) восприятия;

- развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика);

- развитие правильного звукопроизношения;

- развитие лексической стороны речи (обогащение словарного запаса);

- развитие грамматического строя и связной речи – употребление, изменение, образование и согласование самостоятельных частей (существительных, глаголов, прилагательных, числительных, местоимений, наречий), а так же служебных частей (предлогов, союзов, частиц).

 При развитии правильного речевого дыхания, ученика упражняют в коротком глубоком вдохе через нос и плавном длительном выдохе через рот, не надувая щёки, на какую-то ватную или бумажную игрушку с применением взрослым слов из логоритмических игр либо самостоятельное проговаривание ребёнком фраз. Например:

 

Футбол (2-3 раза)

Катится весёлый мячик – раз,

Катится весёлый мячик – два,

Катится весёлый мячик – три

(производить ребёнком вдох через нос

и выдох через рот на ватный комочек –

«мячик»)

В воротах весёлый мячик – замри.

(на слово «замри» – остановиться для

отдыха на 3-5 с.)

 

либо

Ёж (2-3 раза)

 Вот идёт сердитый ёжик:

 П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!

 (по указанию 1-й строки, 2-ю – проговорить сердито)

 Где же носик? Не поймёшь.

 Ф-ф-ф, ф-ф-ф, ф-ф-ф.

 (производить ребёнком вдох через нос перед каждой фразой, на выдохе проговаривать её)

 

По развитию слухового внимания и памяти ребёнка обучают вслушиваться в звучание неречевых звуков. Например, в игре «Прятки» взрослый прячет предварительно выбранную картинку учеником, после чего ребёнок ищет её и, когда приближается к картинке, взрослый стучит погремушкой или хлопает в ладони. Игра повторяется несколько раз с разными изображениями.

Фонематическое (звуковое) восприятие развивают изначально способами различия высоты, силы и тембра голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Например, в игре «Эхо» взрослый предварительно оговаривает правила выполнения задания, обращая внимание ребёнка на то, когда он услышит в стихотворение слово «громко», ученику нужно будет произнести сочетание звуков [ау] обычным голосом, а когда услышит слово «тихо» – произнести сочетание звуков [ау] шёпотом. 

логопедические занятия, логопед харьков

Закричим: «Ау»!

(ребёнок проговаривает [ау] обычным голосом)

Никто не отзывается,

Лишь Эхо откликается.

Громко закричим: «Ау»! «Ау»!

(ребёнок проговаривает [ау] обычным голосом)

Наше Эхо возвращается

К нам тихо: «ау»! «ау»!

(ребёнок проговаривает [ау] шёпотом)

 В дальнейшем ребёнка учат различать слова, близкие по звуковому составу. Например, в игре «Хлопни в ладони, когда я ошибусь» ученику поручается найти картинку в названии, которой есть изучаемый звук, к примеру мягкий согласный [р`], после чего взрослый объясняет правила выполнения задания, обращая внимание ребёнка на то, что ему нужно будет хлопнуть в ладони, когда услышит неправильное слово:

ТАРЕЛКА - ТАЛЕЛКА - ТАВЕЛКА - ТАРЕЛКА - ТАБЕЛКА - ТАДЕЛКА - ТАРЕЛКА

На следующем этапе ученик должен научиться различать слоги. Например, в игре «Что неправильно пропел Петушок?» взрослый вместе с ребёнком вспоминает, как поёт песенку Петушок, после чего объясняет правила выполнения задания и обращает внимание ученика на то, что он должен назвать, какой неправильный слог (кусочек слова) пропел Петушок в своей песенке:

КУ-КА-РЕ-КУ

Взрослый: - Что неправильно пропел Петушок?

Ребёнок: Ничего.

КУ-КА-БЕ-КУ

Взрослый: - Что неправильно пропел Петушок?

Ребёнок: БЕ вместо РЕ.

Если ребёнок легко справляется с заданием, игра усложняется, после чего ученик должен ещё назвать и место нахождения неправильного слога:

 

ГУ-КА-РЕ-КУ

Взрослый: - Что неправильно пропел Петушок?

Ребёнок: Гу вместо КУ.

Взрослый: - Где неправильно пропел Петушок?

Ребёнок: В начале.

логопедические занятия, логопед харьков

 

После приобретённых умений на предыдущих этапах ребёнка обучают различать фонемы (звуки) родного языка, начиная с гласных звуков, постепенно переходя к согласным. Например, в игре «Песенка цветов» ученик предварительно находит указанные взрослым картинки и запоминает определённые гласные звуки для каждого цветка, после чего произносит эти звуки по памяти или логическому сравнению окончания слова с проговариваемым необходимым звуком, когда слышит в стихотворении названия цветка:

Красивые цветочки на стебельках сидят

Красивые цветочки нам говорят:

Цветочек колокольчика – (ребёнок) а-а-а.

Цветочек лилии – (ребёнок) и-и-и

логопедические занятия, логопед харьковИли в игре «Найди картинку в названии, которой слышится звук [ж]» ученик отбирает из набора картинки с заданным звуком. Целесообразно применять подобные задания с изучаемым звуком, которые помогут ребёнку его легко узнавать.

Задачей последнего этапа является формирование умений элементарного звукобуквенного анализа слов, при котором знакомят ученика со звуковыми схемами-карточками (гласные обозначаются карточкой с кружочком, согласные твёрдые – карточкой с одной линией и согласные мягкие – карточкой с двумя линиями). При выполнении подобных заданий, сначала используют слоги, затем односложные слова, двусложные и т.д. Целесообразно подбирать слова с изучаемым звуком для эффективного закрепления его места нахождения в слове и правильного применения в собственной речи. Например, анализируя слово РАК, ребёнку предварительно демонстрируются звуковые схемы-карточки для закрепления знаний о том, какой карточкой обозначается каждый звук. После чего взрослый по очереди проговаривает звуки данного слова, а ученик выбирает соответствующую карточку и подставляет кубик с буквой, указанную взрослым в алфавите.

 


- в начале слышим звук [р] согласный твёрдый (карточка с одной линией), видим букву эр (подставляется кубик с этой буквой из набора)

- в середине слышим звук [а] гласный (карточка с кружочком), видим букву а (подставляется кубик с этой буквой из набора)

логопедические занятия, логопед харьков- в конце слышим звук [к] согласный твёрдый (карточка с одной линией), видим букву ка (подставляется кубик с этой буквой из набора)

- Сколько гласных звуков? (один гласный звук)

- Где находится в начале, середине или конце? (в середине)

- Сколько согласных звуков? (два согласных звука)

- Сколько из них мягких? (мягких согласных звуков нет)

- А, сколько согласных твёрдых? (два согласных твёрдых звука)

- Где находятся согласные твёрдые в начале, середине или конце? (в начале и в конце)

- Каких звуков в слове больше? (согласных твёрдых звуков)

- На сколько больше согласных твёрдых? (на один звук)

- Каких звуков меньше? (меньше гласных звуков)

- На сколько меньше гласных звуков? (на сколько больше согласных звуков, на столько меньше гласных – на один звук)

- Почему больше согласных звуков и меньше гласных? (потому что согласных звуков два, а гласных – один, два больше одного на один)

Этот методический приём помогает ребёнку ощущать разницу между звуком и буквой, определять количество звуков, букв, слогов их ударность и место нахождения в слове, а также овладевать навыками элементарного чтения и математического представления при подсчёте либо сравнении количества звуков с буквами.

логопедические занятия, логопед харьковРазвитие артикуляционной (произносительной) моторики проводится в форме «Сказки о Весёлом Язычке» с использованием стихотворений для упражнений. Артикуляционные упражнения подбираются в соответствии с дефектом речи ребёнка и определённой последовательностью – от простых к более сложным. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе, обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем количество повторений увеличивается до необходимой дозировки. Для выполнения домашних заданий предлагаются только упражнения из артикуляционной гимнастики и те, которые необходимо закрепить, чтобы улучшить качество. Даже если ваш ребёнок ещё не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения. Некоторые родители почему-то считают, что они смогут воспитать у детей правильное произношение, многократно повторяя чистоговорки и скороговорки. Не подозревая, что сначала ребёнок должен научиться правильно произносить изолированный звук, затем закрепить его в слогах, словах и, только потом во фразе. Пожалуйста, никакой самодеятельности!

 Несомненно, постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед или под его руководством!

Формирование правильного звукопроизношения проводится в той последовательности, которая указанная в разделе «Коррекционные методы». После овладения учеником правильным произношением формируемого звука на занятиях, родителям необходимо принимать участие в закреплении этого звука, путём исправлений ребёнка до тех пор, когда он научится контролировать своё высказывание и самостоятельно правильно разговаривать.

Развитие лексической стороны, связной речи и грамматического строя осуществляется в параллели. Например, по теме: «Домашние животные и птицы» ребёнку задаётся задание изменить названия изображений картинок в единственном числе по всем падёжным формам. Для эффективного выполнения этого задания ученику предлагаются наводящие вопросы. Они ориентируют ребёнка на самостоятельный поиск ответов и расширяют возможности овладения смысловой стороной речи при образовании, изменении либо согласовании слов по числам, временам, родам, падежам, а также обогащению активного словарного запаса одними и теми же словами в разных формах.

Взрослый:

- И - Рядом с человеком живёт, кто?

- Р - Во дворе нет, кого?

- Д - Молоко дадим, кому?

- В - Мы видели, кого?

- Т - Мы любуемся, кем?

- П - Мы расскажем, о ком?

Ребёнок:

- И - (кошка)

- Р - (кошки)

- Д - (кошке)

- В - (кошку)

- Т - (кошкой)

- П - (о кошке)

 логопедические занятия, логопед харьков

Занимаясь с ребёнком, учитываются его возрастные и индивидуальные психологические особенности. На каждом занятии оптимально дозируется и чередуется коррекционный, лексико-грамматический, демонстрационный, раздаточный материал. Предлагаемые задания сокращаются и упрощаются, или наоборот, усложняются, требующие от ребёнка и различных по самостоятельности (а следовательно, и по трудности) высказываний: сопряжённое (вместе с логопедом), отражённое (вслед за логопедом) повторение, самостоятельное называние, творческий поиск ответов с грамматическим оформлением высказываний.

Таким образом, занятия с комплексным коррекционно-обучающим воздействием и разнообразной тематикой способствуют:

- повышению социально-коммуникативной значимости коррекции;

- ненавязчивому общению и взаимодействию с ребёнком;

- приобретению знаний об окружающем мире;

- формированию устойчивого интереса и эмоционального состояния учащегося;

- развитию речевых структур, стимулирующих употреблять сформированные умения и навыки в обиходно-бытовом общении;

- развитию уверенности ребёнка в собственных возможностях.

логопед харьков, Логопед  Харьков  салтовка, логопед в харькове, логопедический центр, логопедические занятия, корреция речи, заикание

Перепечатка и использование любых материалов, размещенных на сайте,
возможны только с письменного разрешения администратора с указанием
названия источника, автора публикации и активной гиперссылки на сайт
logocenter.com.ua