Содержание материала
- в начале слышим звук [р] согласный твёрдый (карточка с одной линией), видим букву эр (подставляется кубик с этой буквой из набора)
- в середине слышим звук [а] гласный (карточка с кружочком), видим букву а (подставляется кубик с этой буквой из набора)
- в конце слышим звук [к] согласный твёрдый (карточка с одной линией), видим букву ка (подставляется кубик с этой буквой из набора)
- Сколько гласных звуков? (один гласный звук)
- Где находится в начале, середине или конце? (в середине)
- Сколько согласных звуков? (два согласных звука)
- Сколько из них мягких? (мягких согласных звуков нет)
- А, сколько согласных твёрдых? (два согласных твёрдых звука)
- Где находятся согласные твёрдые в начале, середине или конце? (в начале и в конце)
- Каких звуков в слове больше? (согласных твёрдых звуков)
- На сколько больше согласных твёрдых? (на один звук)
- Каких звуков меньше? (меньше гласных звуков)
- На сколько меньше гласных звуков? (на сколько больше согласных звуков, на столько меньше гласных – на один звук)
- Почему больше согласных звуков и меньше гласных? (потому что согласных звуков два, а гласных – один, два больше одного на один)
Этот методический приём помогает ребёнку ощущать разницу между звуком и буквой, определять количество звуков, букв, слогов их ударность и место нахождения в слове, а также овладевать навыками элементарного чтения и математического представления при подсчёте либо сравнении количества звуков с буквами.
Развитие артикуляционной (произносительной) моторики проводится в форме «Сказки о Весёлом Язычке» с использованием стихотворений для упражнений. Артикуляционные упражнения подбираются в соответствии с дефектом речи ребёнка и определённой последовательностью – от простых к более сложным. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе, обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем количество повторений увеличивается до необходимой дозировки. Для выполнения домашних заданий предлагаются только упражнения из артикуляционной гимнастики и те, которые необходимо закрепить, чтобы улучшить качество. Даже если ваш ребёнок ещё не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения. Некоторые родители почему-то считают, что они смогут воспитать у детей правильное произношение, многократно повторяя чистоговорки и скороговорки. Не подозревая, что сначала ребёнок должен научиться правильно произносить изолированный звук, затем закрепить его в слогах, словах и, только потом во фразе. Пожалуйста, никакой самодеятельности!
Несомненно, постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед или под его руководством!
Формирование правильного звукопроизношения проводится в той последовательности, которая указанная в разделе «Коррекционные методы». После овладения учеником правильным произношением формируемого звука на занятиях, родителям необходимо принимать участие в закреплении этого звука, путём исправлений ребёнка до тех пор, когда он научится контролировать своё высказывание и самостоятельно правильно разговаривать.
Развитие лексической стороны, связной речи и грамматического строя осуществляется в параллели. Например, по теме: «Домашние животные и птицы» ребёнку задаётся задание изменить названия изображений картинок в единственном числе по всем падёжным формам. Для эффективного выполнения этого задания ученику предлагаются наводящие вопросы. Они ориентируют ребёнка на самостоятельный поиск ответов и расширяют возможности овладения смысловой стороной речи при образовании, изменении либо согласовании слов по числам, временам, родам, падежам, а также обогащению активного словарного запаса одними и теми же словами в разных формах.
Взрослый: - И - Рядом с человеком живёт, кто? - Р - Во дворе нет, кого? - Д - Молоко дадим, кому? - В - Мы видели, кого? - Т - Мы любуемся, кем? - П - Мы расскажем, о ком? |
Ребёнок: - И - (кошка) - Р - (кошки) - Д - (кошке) - В - (кошку) - Т - (кошкой) - П - (о кошке) |
Занимаясь с ребёнком, учитываются его возрастные и индивидуальные психологические особенности. На каждом занятии оптимально дозируется и чередуется коррекционный, лексико-грамматический, демонстрационный, раздаточный материал. Предлагаемые задания сокращаются и упрощаются, или наоборот, усложняются, требующие от ребёнка и различных по самостоятельности (а следовательно, и по трудности) высказываний: сопряжённое (вместе с логопедом), отражённое (вслед за логопедом) повторение, самостоятельное называние, творческий поиск ответов с грамматическим оформлением высказываний.
Таким образом, занятия с комплексным коррекционно-обучающим воздействием и разнообразной тематикой способствуют:
- повышению социально-коммуникативной значимости коррекции;
- ненавязчивому общению и взаимодействию с ребёнком;
- приобретению знаний об окружающем мире;
- формированию устойчивого интереса и эмоционального состояния учащегося;
- развитию речевых структур, стимулирующих употреблять сформированные умения и навыки в обиходно-бытовом общении;
- развитию уверенности ребёнка в собственных возможностях.
- << Назад
- Вперёд
логопед харьков, Логопед Харьков салтовка, логопед в харькове, логопедический центр, логопедические занятия, корреция речи, заикание