Логопед Харьков, Логопедический центр Елены Воскобойник

логопед харьков Елена Воскобойник, детский психолог

логопед харьков, Логопед харьков салтовка, логопед в харькове, логопедический центр, логопедические занятия, коррекция речи, заикание

Каждое коррекционно-логопедическое занятие состоит из основных компонентов:

- развитие правильного речевого дыхания;

- развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического (звукового) восприятия;

- развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика);

- развитие правильного звукопроизношения;

- развитие лексической стороны речи (обогащение словарного запаса);

- развитие грамматического строя и связной речи – употребление, изменение, образование и согласование самостоятельных частей (существительных, глаголов, прилагательных, числительных, местоимений, наречий), а так же служебных частей (предлогов, союзов, частиц).

 При развитии правильного речевого дыхания, ученика упражняют в коротком глубоком вдохе через нос и плавном длительном выдохе через рот, не надувая щёки, на какую-то ватную или бумажную игрушку с применением взрослым слов из логоритмических игр либо самостоятельное проговаривание ребёнком фраз. Например:

 

Футбол (2-3 раза)

Катится весёлый мячик – раз,

Катится весёлый мячик – два,

Катится весёлый мячик – три

(производить ребёнком вдох через нос

и выдох через рот на ватный комочек –

«мячик»)

В воротах весёлый мячик – замри.

(на слово «замри» – остановиться для

отдыха на 3-5 с.)

 

либо

Ёж (2-3 раза)

 Вот идёт сердитый ёжик:

 П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!

 (по указанию 1-й строки, 2-ю – проговорить сердито)

 Где же носик? Не поймёшь.

 Ф-ф-ф, ф-ф-ф, ф-ф-ф.

 (производить ребёнком вдох через нос перед каждой фразой, на выдохе проговаривать её)

 

По развитию слухового внимания и памяти ребёнка обучают вслушиваться в звучание неречевых звуков. Например, в игре «Прятки» взрослый прячет предварительно выбранную картинку учеником, после чего ребёнок ищет её и, когда приближается к картинке, взрослый стучит погремушкой или хлопает в ладони. Игра повторяется несколько раз с разными изображениями.

Фонематическое (звуковое) восприятие развивают изначально способами различия высоты, силы и тембра голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Например, в игре «Эхо» взрослый предварительно оговаривает правила выполнения задания, обращая внимание ребёнка на то, когда он услышит в стихотворение слово «громко», ученику нужно будет произнести сочетание звуков [ау] обычным голосом, а когда услышит слово «тихо» – произнести сочетание звуков [ау] шёпотом. 

логопедические занятия, логопед харьков

Закричим: «Ау»!

(ребёнок проговаривает [ау] обычным голосом)

Никто не отзывается,

Лишь Эхо откликается.

Громко закричим: «Ау»! «Ау»!

(ребёнок проговаривает [ау] обычным голосом)

Наше Эхо возвращается

К нам тихо: «ау»! «ау»!

(ребёнок проговаривает [ау] шёпотом)

 В дальнейшем ребёнка учат различать слова, близкие по звуковому составу. Например, в игре «Хлопни в ладони, когда я ошибусь» ученику поручается найти картинку в названии, которой есть изучаемый звук, к примеру мягкий согласный [р`], после чего взрослый объясняет правила выполнения задания, обращая внимание ребёнка на то, что ему нужно будет хлопнуть в ладони, когда услышит неправильное слово:

ТАРЕЛКА - ТАЛЕЛКА - ТАВЕЛКА - ТАРЕЛКА - ТАБЕЛКА - ТАДЕЛКА - ТАРЕЛКА

На следующем этапе ученик должен научиться различать слоги. Например, в игре «Что неправильно пропел Петушок?» взрослый вместе с ребёнком вспоминает, как поёт песенку Петушок, после чего объясняет правила выполнения задания и обращает внимание ученика на то, что он должен назвать, какой неправильный слог (кусочек слова) пропел Петушок в своей песенке:

КУ-КА-РЕ-КУ

Взрослый: - Что неправильно пропел Петушок?

Ребёнок: Ничего.

КУ-КА-БЕ-КУ

Взрослый: - Что неправильно пропел Петушок?

Ребёнок: БЕ вместо РЕ.

Если ребёнок легко справляется с заданием, игра усложняется, после чего ученик должен ещё назвать и место нахождения неправильного слога:

 

ГУ-КА-РЕ-КУ

Взрослый: - Что неправильно пропел Петушок?

Ребёнок: Гу вместо КУ.

Взрослый: - Где неправильно пропел Петушок?

Ребёнок: В начале.

логопедические занятия, логопед харьков

 

После приобретённых умений на предыдущих этапах ребёнка обучают различать фонемы (звуки) родного языка, начиная с гласных звуков, постепенно переходя к согласным. Например, в игре «Песенка цветов» ученик предварительно находит указанные взрослым картинки и запоминает определённые гласные звуки для каждого цветка, после чего произносит эти звуки по памяти или логическому сравнению окончания слова с проговариваемым необходимым звуком, когда слышит в стихотворении названия цветка:

Красивые цветочки на стебельках сидят

Красивые цветочки нам говорят:

Цветочек колокольчика – (ребёнок) а-а-а.

Цветочек лилии – (ребёнок) и-и-и

логопедические занятия, логопед харьковИли в игре «Найди картинку в названии, которой слышится звук [ж]» ученик отбирает из набора картинки с заданным звуком. Целесообразно применять подобные задания с изучаемым звуком, которые помогут ребёнку его легко узнавать.

Задачей последнего этапа является формирование умений элементарного звукобуквенного анализа слов, при котором знакомят ученика со звуковыми схемами-карточками (гласные обозначаются карточкой с кружочком, согласные твёрдые – карточкой с одной линией и согласные мягкие – карточкой с двумя линиями). При выполнении подобных заданий, сначала используют слоги, затем односложные слова, двусложные и т.д. Целесообразно подбирать слова с изучаемым звуком для эффективного закрепления его места нахождения в слове и правильного применения в собственной речи. Например, анализируя слово РАК, ребёнку предварительно демонстрируются звуковые схемы-карточки для закрепления знаний о том, какой карточкой обозначается каждый звук. После чего взрослый по очереди проговаривает звуки данного слова, а ученик выбирает соответствующую карточку и подставляет кубик с буквой, указанную взрослым в алфавите.

 

логопед харьков, Логопед  Харьков  салтовка, логопед в харькове, логопедический центр, логопедические занятия, корреция речи, заикание

Перепечатка и использование любых материалов, размещенных на сайте,
возможны только с письменного разрешения администратора с указанием
названия источника, автора публикации и активной гиперссылки на сайт
logocenter.com.ua