Содержание материала
Каждое коррекционно-логопедическое занятие состоит из основных компонентов:
- развитие правильного речевого дыхания;
- развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического (звукового) восприятия;
- развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика);
- развитие правильного звукопроизношения;
- развитие лексической стороны речи (обогащение словарного запаса);
- развитие грамматического строя и связной речи – употребление, изменение, образование и согласование самостоятельных частей (существительных, глаголов, прилагательных, числительных, местоимений, наречий), а так же служебных частей (предлогов, союзов, частиц).
При развитии правильного речевого дыхания, ученика упражняют в коротком глубоком вдохе через нос и плавном длительном выдохе через рот, не надувая щёки, на какую-то ватную или бумажную игрушку с применением взрослым слов из логоритмических игр либо самостоятельное проговаривание ребёнком фраз. Например:
либо
Ёж (2-3 раза)
Вот идёт сердитый ёжик:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
(по указанию 1-й строки, 2-ю – проговорить сердито)
Где же носик? Не поймёшь.
Ф-ф-ф, ф-ф-ф, ф-ф-ф.
(производить ребёнком вдох через нос перед каждой фразой, на выдохе проговаривать её)
По развитию слухового внимания и памяти ребёнка обучают вслушиваться в звучание неречевых звуков. Например, в игре «Прятки» взрослый прячет предварительно выбранную картинку учеником, после чего ребёнок ищет её и, когда приближается к картинке, взрослый стучит погремушкой или хлопает в ладони. Игра повторяется несколько раз с разными изображениями.
Фонематическое (звуковое) восприятие развивают изначально способами различия высоты, силы и тембра голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Например, в игре «Эхо» взрослый предварительно оговаривает правила выполнения задания, обращая внимание ребёнка на то, когда он услышит в стихотворение слово «громко», ученику нужно будет произнести сочетание звуков [ау] обычным голосом, а когда услышит слово «тихо» – произнести сочетание звуков [ау] шёпотом.
В дальнейшем ребёнка учат различать слова, близкие по звуковому составу. Например, в игре «Хлопни в ладони, когда я ошибусь» ученику поручается найти картинку в названии, которой есть изучаемый звук, к примеру мягкий согласный [р`], после чего взрослый объясняет правила выполнения задания, обращая внимание ребёнка на то, что ему нужно будет хлопнуть в ладони, когда услышит неправильное слово:
ТАРЕЛКА - ТАЛЕЛКА - ТАВЕЛКА - ТАРЕЛКА - ТАБЕЛКА - ТАДЕЛКА - ТАРЕЛКА …
На следующем этапе ученик должен научиться различать слоги. Например, в игре «Что неправильно пропел Петушок?» взрослый вместе с ребёнком вспоминает, как поёт песенку Петушок, после чего объясняет правила выполнения задания и обращает внимание ученика на то, что он должен назвать, какой неправильный слог (кусочек слова) пропел Петушок в своей песенке:
КУ-КА-РЕ-КУ Взрослый: - Что неправильно пропел Петушок? Ребёнок: Ничего. |
КУ-КА-БЕ-КУ Взрослый: - Что неправильно пропел Петушок? Ребёнок: БЕ вместо РЕ. |
Если ребёнок легко справляется с заданием, игра усложняется, после чего ученик должен ещё назвать и место нахождения неправильного слога:
ГУ-КА-РЕ-КУ Взрослый: - Что неправильно пропел Петушок? Ребёнок: Гу вместо КУ. Взрослый: - Где неправильно пропел Петушок? Ребёнок: В начале. |
![]() |
После приобретённых умений на предыдущих этапах ребёнка обучают различать фонемы (звуки) родного языка, начиная с гласных звуков, постепенно переходя к согласным. Например, в игре «Песенка цветов» ученик предварительно находит указанные взрослым картинки и запоминает определённые гласные звуки для каждого цветка, после чего произносит эти звуки по памяти или логическому сравнению окончания слова с проговариваемым необходимым звуком, когда слышит в стихотворении названия цветка:
Красивые цветочки на стебельках сидят
Красивые цветочки нам говорят:
Цветочек колокольчика – (ребёнок) а-а-а.
Цветочек лилии – (ребёнок) и-и-и…
Или в игре «Найди картинку в названии, которой слышится звук [ж]» ученик отбирает из набора картинки с заданным звуком. Целесообразно применять подобные задания с изучаемым звуком, которые помогут ребёнку его легко узнавать.
Задачей последнего этапа является формирование умений элементарного звукобуквенного анализа слов, при котором знакомят ученика со звуковыми схемами-карточками (гласные обозначаются карточкой с кружочком, согласные твёрдые – карточкой с одной линией и согласные мягкие – карточкой с двумя линиями). При выполнении подобных заданий, сначала используют слоги, затем односложные слова, двусложные и т.д. Целесообразно подбирать слова с изучаемым звуком для эффективного закрепления его места нахождения в слове и правильного применения в собственной речи. Например, анализируя слово РАК, ребёнку предварительно демонстрируются звуковые схемы-карточки для закрепления знаний о том, какой карточкой обозначается каждый звук. После чего взрослый по очереди проговаривает звуки данного слова, а ученик выбирает соответствующую карточку и подставляет кубик с буквой, указанную взрослым в алфавите.
логопед харьков, Логопед Харьков салтовка, логопед в харькове, логопедический центр, логопедические занятия, корреция речи, заикание