Значимость коррекционно-логопедических занятий
Ваш малыш растёт, открывая для себя в многообразии отношений, самоутверждается. И так хочется, чтобы он, делая первые, самые важные шаги в своей жизни, чувствовал себя комфортно и уверенно.
Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождение в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и его общее развитие. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами; она является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка на всех этапах его развития.
Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но, что же делать, если ваш ребёнок в отличие от соседского ребёнка-ровесника предпочитает не говорить, а только жестами показывать то, что ему нужно?
Или же он говорит всего несколько слов, а может быть, говорит без умолку, но его речь совершенно непонятна окружающим? Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребёнка. У него могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе, негативизм. В свою очередь, отклонения в развитии личности ребёнка с нарушениями речи в известной мере усугубляет речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. В результате нарушается одна из основных функций речи – коммуникативная, что ещё в большой степени затормаживает речевое развитие. Личностные особенности детей сказываются на характере их отношений с окружающими, на понимании своего положения в обществе и выполнении своих обязанностей в нём. Самая большая ошибка – это бесконтрольно пустить всё на самотёк.
Недооценка своевременного исправления речевых дефектов у детей приводит впоследствии к трудностям в овладении правильным письмом и чтением. Ваш ребёнок будет постоянно отстающим в школе, будет страдать от того, что его старания не приводят к положительному результату. Он будет считать, что именно из-за этого не нравится сверстникам, из-за этого с ним никто не дружит. Его вины здесь нет. Виноваты только родители, считавшие, что ребёнок вырастит и «выговорится». В школе на помощь приходит школьный логопед, если, конечно в штате школы будет такой специалист. В противном случае будете выкручиваться сами. Ребёнок будет определён в речевую школу, а она существенно отличается от общеобразовательных учреждений, специализирующихся по различным дисциплинам. С иностранным языком придётся распрощаться на неопределённое время.
Для эффективного устранения всех этих неприятностей необходимо своевременно обратится к логопеду, чтобы определить вид дефекта. Хорошо, если у ребёнка не обнаружены недостатки в речи, но, если дефект присутствует (например: «задержка речевого развития» или «общее недоразвитие речи» - до сих пор нет единого мнения на этот счёт), то не нужно впадать в панику. Правильно оцените состояние вашего ребёнка. Такое заключение ни в коем случае не означает умственной неполноценности ребёнка. Выявленный дефект преодолевается систематическими логопедическими занятиями посредством специального коррекционного обучения и воспитания, а не лечением, так как считают многие. Термин логопедия образован от греческих слов: логос (слово, речь), пейдео (воспитываю, обучаю), что обозначает «воспитание речи».
Под недостатками развития речи следует понимать отклонение от нормального формирования языковых средств общения, что включает в себя не только устную речь, но предполагает во многих случаях нарушения письменной её формы. Некоторые специалисты порой направляют 3-х летних детей к логопеду для устранения недостатков произношения звуков. Правильно ли это? Нет. Потому что даже при нормальном речевом развитии ребёнку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление называется физиологическим косноязычием, которое вполне закономерное и обусловленное ещё недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата, поэтому ничего общего не имеют с патологией, а свойственно раннему периоду развития речи детей. Или, например, малыш в 1 г. 4 мес. ещё не говорит, нормальное это явление или нет, логопед определит после обследования в сопоставлении с закономерностями речевого развития детей в норме и условиями, от которых зависит успешное протекание этого процесса.
Таким образом, речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и в огромной степени зависит от полноценного речевого влияния со стороны окружающих, которое начинается с первых дней жизни малыша.
логопед харьков, Логопед Харьков салтовка, логопед в харькове, логопедический центр, логопедические занятия, корреция речи, заикание