Усвоение ребёнком родного языка проходит со строгой закономерностью.
Первый этап – подготовительный (с момента рождения ребёнка до 1-го года). Почему так называется данный этап? Потому что в это время происходит подготовка к овладению речью. С момента рождения у ребёнка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они ещё очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трёх отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного (произносительного).
Через две недели можно уже заметить, что ребёнок начинает реагировать на голос говорящего: перестаёт плакать, прислушивается, когда к нему обращаются.
К концу 1-го месяца его можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следит за ним глазами. Вскоре малыш реагирует на интонацию: на ласковую оживляется, на резкую – плачет.
Около 2-х мес. появляется гуление – это произнесение гласных звуков, близких к [а], [ы], [у], возможно в сочетании с согласным [г].
К началу 3-го мес. появляется лепет – это сочетание звуков, неопределённо артикулируемых (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т.п.).
С 5-ти мес. ребёнок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определённого движения ведёт к закреплению двигательного навыка.
С 6-ти мес. ребёнок путём подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).
В дальнейшем путём подражания ребёнок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы (звуки), но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.
Во втором полугодии малыш воспринимает определённые звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). В это время он реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Всё это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).
В 7-9 мес. ребёнок начинает повторять за взрослым всё более и более разнообразные сочетания звуков.
С 10-11 мес. появляются реакции на самые слова, независимо от ситуации и интонации говорящего. В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребёнка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).
К концу 1-го года жизни появляются первые слова. Это двусложные слова из одинаковых слогов (мама, папа, дядя и т.д.).
логопед харьков, Логопед Харьков салтовка, логопед в харькове, логопедический центр, логопедические занятия, корреция речи, заикание