ДЛЯ ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ
Перед началом нового учебного года актуально провести диагностическое исследование уровня актуального развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) - будущих первоклассников, чтобы определить дальнейшие учебно-воспитательные маршруты и (при необходимости) иметь запас времени для коррекционно-развивающих мероприятий.
Дошкольное детство - важный этап в жизни каждого ребёнка. Это – период становления личности ребенка, формирования его самосознания, усвоения им общественных норм, правил, социальных ролей. Расширяется кругозор ребёнка, обогащается его словарный запас, формируются коммуникативные навыки. Весь дошкольный период – это период подготовки ребенка к поступлению в школу. Так как путь развития каждого ребенка очень индивидуален, то к школьному возрасту, каждый ребёнок накапливает свой опыта, свои знания, умения, навыки, привычки.
Что такое психологическая готовность к школе?
Психологическая готовность к школе – это такой уровень психического развития ребёнка 5-6 лет (старшего дошкольного возраста), который обеспечивает ему условия для успешного овладения учебной деятельностью.
Это необходимый и достаточный уровень актуального психического развития ребенка, который должен стать базовой основой для успешного овладения ребёнком школьной учебной программой в коллективе сверстников.
Данный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы школьная программа соответствовала «зоне ближайшего развития» ребенка (что обеспечит его дальнейшее развитие в сопровождении взрослого).
Каковы же компоненты психологической готовности ребёнка к школе?
- Морфологический (морфологическая зрелость) – это зрелость костной ткани ребёнка, мышечной ткани, органов и систем органов, другими словами, это такой уровень физиологического развития организма, который позволяет ребёнку выдержать школьную нагрузку (30 мин. сидеть за партой, писать, носить портфель и т.д.)
- Интеллектуальный – это зрелость познавательных процессов и их функций, позволяющая усваивать школьную программу и овладевать знаниями.
- Эмоциональный – умение распознавать эмоции и чувства: свои и окружающих, умение владеть своим эмоциональным состоянием.
- Социально-личностный – владение знаниями о морально-этических нормах и правилах, приемлемых в социуме, понимание необходимости придерживаться их; самостоятельность в деятельности, ответственность.
- Волевой – умение управлять своим поведением и деятельностью в соответствии с общепринятыми правилами и нормами.
- Мотивационный – желание учиться, познавать новое, заинтересованность в получении новых знаний.
Несформированность хотя бы одного из вышеперечисленных компонентов может привести к школьной неуспеваемости и дизадаптации.
Диагностическое исследование интеллектуального компонента предусматривает:
- выявление осведомлённости ребёнка об окружающей действительности (о мире природы, о мире людей, о социальных явлениях);
- выявление уровня развития познавательной сферы ребёнка, определяющейся перцептивной зрелостью, произвольной концентрацией внимания, аналитическим мышлением (способностью понимать существенные признаки предметов и связи между явлениями), способностью к опосредованному запоминанию.
Что такое «диагностика школьной зрелости»?
Диагностика школьной зрелости - это система исследовательских мероприятий, основанных на использовании комплекса (утверждённых, апробированных, адаптированных и систематизированных) тестовых методик, направленных на выявление уровня зрелости основных психических процессов (и их функций) детей старшого дошкольного возраста (достигших возраста 5 лет 6 месяцев).
Актуальность этой деятельности обусловлена необходимостью обеспечения готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению (готовности детей воспринимать и усваивать школьный обучающий материал).
Диагностическое исследование развития познавательных процессов ребенка нужно, как минимум, для следующих целей:
- Чтобы определить, насколько соответствует уровень умственного развития ребёнка тем нормам, которые характерны для детей данного возраста.
- Чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей ребёнка. Выявление у ребенка отдельных недостаточно развитых психических процессов может стать причиной серьезных затруднений в овладении школьной программой. С помощью тестов эти «слабые места» можно выявить заранее и скорректировать.
- Тесты могут быть полезны для того, чтобы оценить эффективность тех методов (программ), которые использовались для развития ребенка.
- И, наконец, детей необходимо знакомить с различными тестами, что поможет им избежать во время общения со школьным психологом (при поступлении в школу) излишнего эмоционального напряжения, или растерянности, называемыми «эффектом неожиданности», чувствовать себя более уверенно и комфортно.
Что такое «основные психические процессы и их функции»?
Основные психические процессы – это процессы, обеспечивающие личностное и социальное развитие человека (в частности, ребёнка), его жизнедеятельность и приспособление к окружающей действительности. Восприятие - процесс отражения в сознании человека целостных предметов или явлений окружающей действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Свойствами восприятия являются: осмысленность, обобщенность, предметность, целостность, структурность, избирательность, константность.
Внимание — это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других. Свойствами внимания являются:
- избирательность — связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели;
- объем — определяется числом одновременно (в пределах 0,1 сек) отчетливо воспринимаемых объектов; практически не отличается от объема непосредственного запоминания, или кратковременной памяти;
- распределение — характеризуется возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий);
- концентрация — выражается в степени сосредоточенности на объекте;
- устойчивость — определяется длительностью концентрации внимания на объекте;
- переключаемость — определяется способностью быстро переходить от одного объекта к другому.
Память — это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.
Мышление — высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.
Воображение — психический процесс создания образа предмета путем преобразования реальности.
Особенности проведения диагностики
«школьной зрелости» ребёнка:
- Возраст ребёнка: от 5 лет 6 месяцев. Ранее этого возраста ребёнок считается ещё физиологически не готовым справиться с тестовыми заданиями (на достаточно высоком уровне).
- Хорошее настроение, физическое и психическое здоровье ребёнка, что помогает психологу установить доверительные отношения и повысить вероятность точности исследования.
- Длительность процедуры диагностического исследования: 30-40 мин. в два этапа с ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ ПЕРЕРЫВАМИ (пальчиковая или общая кратковременная гимнастика: 2-3 мин.), т.к. дети дошкольного возраста сохраняют уровень умственной работоспособности именно на протяжении этого времени.
- Комплекс необходимых (стандартизованных, апробированных, адаптированных и утвержденных) методик с «ключами», рекомендованных для использования практическим психологом.
- Наиболее приемлемое время для проведения диагностического исследования с детьми дошкольного возраста в первой половине дня.
- Требования к помещению, в котором проводится исследование:
Отдельное помещение с окном и дверью, хорошо освещенное, проветренное, с соответствующим (санитарно-гигиеническим стандартам) температурным режимом (t0 C = +180 C - +220 C). В помещении должна находиться соответствующая мебель: парта (стол) и стульчик (соответственно росту ребёнка). Также психолог должен иметь бланки и ответные листы, которые используются для проведения тестирования, простой карандаш (для ребёнка), шариковую ручку (чтобы делать, при необходимости, заметки), тетрадь или листик, а возможно и сразу «сводный бланк тестових методик», чтобы отмечать результаты диагностического исследования. Если диагностика индивидуальная, то кроме диагностируемого ребёнка и психолога в кабинете никого не должно бать, т.к. это может смущать ребёнка, отвлекать от выполнения тестових заданий и, таким образом, влиять на общий результат диагностики (точность, скорость, правильность выполнения заданий).
- Диагностическое исследование (в зависимости от включенных в него методик) может проводиться в один или в два приёма (иногда даже в три). Это зависит ещё и от психологических особенностей ребёнка (темперамент, реакция). Комплексную методику, о которой дальше пойдёт речь лучше проводить в два этапа, чтобы не утомлять ребёнка. ОЧЕНЬ ВАЖНО, чтобы все задания воспринимались ребёнком как игра, т.к. атмосфера игры увлекает, мотивирует на достижение результата и помогает детям расслабиться.
Так же ОЧЕНЬ ВАЖНА для ребёнка (во время выполнения тестовых заданий) эмоциональная поддержка психолога. Практический психолог должен подбадривать ребёнка и мотивировать его на успех независимо от реального результата (даже если ребёнок не справляется с заданием). Очень желательна обратная связь. Такая практика рекомендуется в общении со всеми детьми (не только с повышенной тревожностью), т.к. для детей старшего дошкольного возраста очень важна позитивная реакция взрослого на их ответы.
- По результатам диагностического исследования составляются рекомендации родителями, если есть необходимость, то составляются рекомендции для индивидуальной работы с конкретными детьми. Так же (по результатам исследования) составляются группы для проведения коррекционно-развивающей работы. С некоторыми детьми возможно будет необходимым проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы. Помним о конфеденциальности и этичности .
логопед харьков, Логопед Харьков салтовка, логопед в харькове, логопедический центр, логопедические занятия, корреция речи, заикание