Логопед Харьков, Логопедический центр Елены Воскобойник

логопед харьков Елена Воскобойник, детский психолог

логопед харьков, Логопед харьков салтовка, логопед в харькове, логопедический центр, логопедические занятия, коррекция речи, заикание

         

Уважаемые родители, внимание!

 

студия «Планета детства»

 Проводит коррекционно - развивающие занятия для «особых» деток (РАС, гиперактивность, отсутствие речи, ММД) с использованием элементов звуковой стимуляции «спящих» речевых зон (сенсорная стимуляция звуком по авторскому методу дефектолога и патопсиходиагноста Влады Тарасенко).

 

   Программы направлены на:

  • развитие общего интеллекта;
  • развитие речи;
  • облегчения восприятия новой информации (для школьников с трудностями в обучении).

     Программы развития подходят абсолютно всем детям (дошкольного и младшего школьного возраста)
    для повышения общего интеллектуального уровня.

 

 Это инновационный метод восстановления речевых и интеллектуальных нарушений, отличный стимулятор мозговой активности!

 

Подробная информация и запись по телефонам:

+38(098) 210 20 33

+38(050) 109 35 40

+38(093) 591 75 25

Елена Анатольевна

 


ДЛЯ ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Перед началом нового учебного года актуально провести диагностическое исследование уровня актуального развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) - будущих первоклассников, чтобы определить дальнейшие учебно-воспитательные маршруты и (при необходимости) иметь запас времени для коррекционно-развивающих мероприятий.

 Дошкольное детство - важный этап в жизни каждого ребёнка. Это – период становления личности ребенка, формирования его самосознания, усвоения им общественных норм, правил, социальных ролей. Расширяется кругозор ребёнка, обогащается его словарный запас, формируются коммуникативные навыки. Весь дошкольный период – это период подготовки ребенка  к поступлению в школу. Так как путь развития каждого ребенка очень индивидуален, то к школьному возрасту, каждый ребёнок накапливает свой опыта, свои знания, умения, навыки, привычки.

 

Что такое психологическая готовность к школе?

Психологическая готовность к школе – это такой уровень психического развития ребёнка 5-6 лет (старшего дошкольного возраста), который обеспечивает ему условия для успешного овладения  учебной деятельностью.

Это необходимый и достаточный уровень актуального психического развития ребенка, который должен стать базовой основой для успешного овладения  ребёнком школьной учебной программой в коллективе сверстников.

Данный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы школьная программа соответствовала «зоне ближайшего развития» ребенка (что обеспечит его дальнейшее развитие в сопровождении взрослого).

 

Каковы же компоненты психологической готовности ребёнка к школе?

  • Морфологический  (морфологическая зрелость) – это зрелость костной ткани ребёнка, мышечной ткани, органов и систем органов, другими словами, это такой уровень физиологического развития организма, который позволяет ребёнку выдержать школьную нагрузку (30 мин. сидеть за партой, писать, носить портфель и т.д.)
  • Интеллектуальный – это зрелость познавательных процессов и их функций, позволяющая усваивать школьную программу и овладевать знаниями.
  • Эмоциональный – умение распознавать эмоции и чувства: свои и окружающих, умение владеть своим эмоциональным состоянием.
  • Социально-личностный – владение знаниями о морально-этических нормах и правилах, приемлемых в социуме, понимание необходимости придерживаться их; самостоятельность в деятельности, ответственность.
  • Волевой – умение управлять своим поведением и деятельностью в соответствии с общепринятыми правилами и нормами.
  • Мотивационный – желание учиться, познавать новое, заинтересованность в получении новых знаний.

Несформированность хотя бы одного из вышеперечисленных компонентов может привести к школьной неуспеваемости и дизадаптации.

Диагностическое исследование интеллектуального компонента предусматривает:

  • выявление осведомлённости ребёнка об окружающей действительности (о мире природы, о мире людей, о социальных явлениях);
  • выявление уровня развития познавательной сферы ребёнка, определяющейся перцептивной зрелостью, произвольной концентрацией внимания, аналитическим мышлением (способностью понимать существенные признаки предметов и связи между явлениями), способностью к опосредованному запоминанию.

 

Что такое «диагностика школьной зрелости»?


Диагностика школьной зрелости - это система исследовательских мероприятий, основанных на использовании комплекса (утверждённых, апробированных, адаптированных и систематизированных) тестовых методик, направленных на выявление уровня зрелости основных психических процессов (и их функций) детей старшого дошкольного возраста (достигших возраста 5 лет 6 месяцев).

Актуальность этой деятельности обусловлена необходимостью обеспечения готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению (готовности детей воспринимать и усваивать школьный обучающий материал).

Диагностическое исследование развития познавательных процессов ребенка нужно, как минимум, для следующих целей:

  • Чтобы определить, насколько соответствует уровень умственного развития ребёнка тем нормам, которые характерны для детей данного возраста.
  • Чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей ребёнка. Выявление у ребенка отдельных недостаточно развитых психических процессов может стать причиной серьезных затруднений в овладении школьной программой. С помощью тестов эти «слабые места» можно выявить заранее  и  скорректировать.
  • Тесты могут быть полезны для того, чтобы оценить эффективность тех методов (программ), которые использовались для развития ребенка.
  • И, наконец, детей необходимо знакомить с различными тестами, что поможет им избежать во время общения со школьным психологом (при поступлении в школу) излишнего эмоционального напряжения, или растерянности, называемыми «эффектом неожиданности», чувствовать себя более уверенно и комфортно.

 


 
Что такое «основные психические процессы и их функции»?


Основные психические процессы – это процессы, обеспечивающие личностное и социальное развитие человека  (в частности, ребёнка), его жизнедеятельность и приспособление к окружающей действительности. Восприятие - процесс отражения в сознании человека целостных предметов или явлений окружающей действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Свойствами восприятия являются: осмысленность, обобщенность, предметность, целостность, структурность, избирательность, константность.

Внимание — это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других. Свойствами внимания являются:

  • избирательность — связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели;
  • объем — определяется числом одновременно (в пределах 0,1 сек) отчетливо воспринимаемых объектов; практически не отличается от объема непосредственного запоминания, или кратковременной памяти;
  • распределение — характеризуется возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий);
  • концентрация — выражается в степени сосредоточенности на объекте;
  • устойчивость — определяется длительностью концентрации внимания на объекте;
  • переключаемость — определяется способностью быстро переходить от одного объекта к другому.

Память — это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.

Мышление — высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Воображение — психический процесс создания образа предмета путем преобразования реальности.

 Особенности проведения диагностики
 «школьной зрелости» ребёнка:
 
  1. Возраст ребёнка: от 5 лет 6 месяцев. Ранее этого возраста ребёнок считается ещё физиологически не готовым  справиться с тестовыми заданиями (на достаточно высоком уровне).

  2. Хорошее настроение, физическое и психическое здоровье ребёнка, что помогает психологу установить доверительные отношения и повысить вероятность точности исследования.

  3. Длительность процедуры диагностического исследования: 30-40 мин. в два этапа с ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ ПЕРЕРЫВАМИ (пальчиковая или общая кратковременная гимнастика: 2-3 мин.), т.к. дети дошкольного возраста сохраняют уровень умственной работоспособности именно на протяжении этого времени.

  4. Комплекс необходимых (стандартизованных, апробированных, адаптированных и утвержденных) методик с «ключами», рекомендованных для использования практическим психологом.

  5. Наиболее приемлемое время для проведения диагностического исследования с детьми дошкольного возраста  в первой половине дня.

  6. Требования к помещению, в котором проводится  исследование:

Отдельное помещение с окном и дверью, хорошо освещенное, проветренное, с соответствующим (санитарно-гигиеническим стандартам) температурным режимом (t0 C = +180 C - +220 C). В помещении должна находиться соответствующая мебель: парта (стол) и стульчик  (соответственно росту ребёнка). Также психолог должен иметь бланки и ответные листы, которые используются  для проведения тестирования, простой карандаш (для ребёнка), шариковую ручку (чтобы делать, при необходимости, заметки), тетрадь или листик, а возможно и сразу «сводный бланк тестових методик», чтобы отмечать результаты диагностического исследования. Если диагностика индивидуальная, то кроме диагностируемого  ребёнка и психолога в кабинете никого не должно бать, т.к. это может смущать ребёнка, отвлекать от выполнения тестових заданий и, таким образом, влиять на общий результат диагностики (точность, скорость, правильность выполнения заданий).

  1. Диагностическое исследование (в зависимости от включенных в него методик) может проводиться в один или в два приёма (иногда даже в три). Это зависит ещё и от психологических особенностей ребёнка (темперамент, реакция). Комплексную методику, о которой дальше пойдёт речь лучше проводить в два этапа, чтобы не утомлять ребёнка. ОЧЕНЬ ВАЖНО, чтобы все задания воспринимались ребёнком как игра, т.к. атмосфера игры увлекает, мотивирует на достижение результата и помогает детям расслабиться.

Так же ОЧЕНЬ ВАЖНА  для ребёнка (во время выполнения тестовых заданий) эмоциональная поддержка психолога. Практический психолог должен подбадривать ребёнка и мотивировать его на успех независимо от реального результата  (даже если ребёнок не справляется с заданием). Очень желательна обратная связь. Такая практика рекомендуется в общении со всеми детьми (не только с повышенной тревожностью), т.к. для детей старшего дошкольного возраста очень важна позитивная реакция взрослого на их ответы.

  • По результатам диагностического исследования составляются рекомендации родителями, если есть необходимость, то составляются рекомендции для индивидуальной работы с конкретными детьми. Так же (по результатам исследования) составляются группы  для проведения коррекционно-развивающей работы. С некоторыми детьми возможно будет  необходимым проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы. Помним о конфеденциальности  и этичности .

 

логопед харьков, Логопед  Харьков  салтовка, логопед в харькове, логопедический центр, логопедические занятия, корреция речи, заикание

Перепечатка и использование любых материалов, размещенных на сайте,
возможны только с письменного разрешения администратора с указанием
названия источника, автора публикации и активной гиперссылки на сайт
logocenter.com.ua