Четвёртый этап – школьный (от 7-ми до 17-ти лет). Главная особенность развития речи на данном этапе по сравнению с предыдущим – это её сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.
Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи – письменной речи.
Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребёнка – от восприятия и различия звуков до осознанного использования всех языковых средств.
Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, чётких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.
Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия, при которых ребёнок должен:
- быть психически и соматически (органически) здоровым;
- иметь нормальные умственные способности;
- иметь нормальный слух и зрение;
- обладать достаточной психической активностью;
- обладать потребностью в речевом общении;
- иметь полноценное речевое окружение.
Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребёнка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем мире.
Таким образом, развитие речи детей проявляется, во-первых: в формировании фонематического слуха и навыков произнесения фонем (звуков) родного языка; во-вторых: в овладении словарным запасам и правилами синтаксиса (словосочетание и предложение).
К 5-ти годам у ребёнка полностью исчезают все несовершенства звукопроизношения, развивается готовность к звуковому анализу и синтезу.
Активное овладение лексико-грамматическими закономерностями начинается в 2-3 года и заканчивается к 7-ми годам. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретённых навыков на основе письменной речи и наиболее яркое овладение смысловой её стороной.
логопед харьков, Логопед Харьков салтовка, логопед в харькове, логопедический центр, логопедические занятия, корреция речи, заикание